• 8 (929) 053-94-05, 8 (906) 351-41-15
  • АСТРЕЯ-НН, 603032, Россия, Нижний Новгород, Баумана , д. 62, оф.58
  • astrea-nn
  • Часы работы: 9.00-18.00, Перерыв: 13.30 - 15.00, СБ,ВС-Выходные
  • +79290539405
Назад к списку

как вернуть деньги за телефон и ноутбук, если они сломались

Телефон купили, но выяснилось, что звонить с него нельзя. Новый ноутбук не коннектится к Wi-Fi, а смарт-часы перестали включаться. Какой из этих недостатков признают существенным и вернут деньги? Многие требования потребителей продавцы исполняют. Но когда они отказывают, тогда дорога ведет в суд. Как действовать, рассказали эксперты. А мы подобрали много судебной практики, в том числе про ремонт неисправных устройств. Проблема современной техники – дорогой ремонт. И суды решают, какой должна быть стоимость ремонта, чтобы недостаток считался существенным – 100% или 60% от цены товара?

Сколько времени прошло с покупки?
Если технически сложный товар оказался с дефектами, по закону у потребителя есть 15 дней, чтобы потребовать вернуть деньги или заменить его на новый. Но сделать это можно не всегда. Если, например, не устроил цвет, функции или комплектация, но качество хорошее, продавец не обязан принимать его обратно. 15-дневный срок начинает течь не с дня покупки, а со следующего за ним (ст. 191 ГК). Так, Иван Громов* 13 декабря 2018-го купил iPhone XS за 87 170 руб. Но в первые дни использования понял, что камера на смартфоне не работает. 28 декабря он направил претензию. Суды спорили, нарушил ли покупатель срок подачи претензии. Дело дошло до ВС, который указал: у потребителя было 15 дней со следующего после покупки. То есть в последний день, 28 числа, он и направил претензию, а значит, в срок уложился, поэтому дело ВС направил на новое рассмотрение (дело № 32-КГ20-14-К1). Если уже прошло 15 дней, то на возврат денег можно рассчитывать, если:у товара есть существенный недостаток;продавец нарушил срок устранения недостатков;товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней из-за неоднократного устранения недостатков.
Вернуть деньги можно, пока на товар действует гарантия. Ее устанавливает сам производитель. Если не установил, то этот период составляет два года (согласно ст. 19 закона о защите прав потребителей – «Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара»). В этот срок обратиться с претензией можно не только к продавцу, но к изготовителю и импортеру товара.Но и после истечения гарантии можно потребовать вернуть цену некачественного гаджета, отремонтировать его или заменить – в пределах срока службы товара. Его тоже устанавливает сам производитель. Если таких данных нет, срок составляет 10 лет (согласно ст. 14 закона о защите прав потребителей – «Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)»). Разница в том, что если есть гарантия, доказать, что недостатков нет, должен продавец. А если претензия подается в пределах срока службы товара, то уже потребитель сам обязан доказать дефекты. Претензию в этом случае нужно направлять к изготовителю или импортеру. 
Существенный недостаток
Существенный недостаток – это тот, который делает невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением. То есть человек, его покупавший, лишается возможности его использовать.
В постановлении Пленума ВС от 28 июня 2012 года №17 нет уточнения, при каком соотношении цены устройства и ремонта восстановление будет «слишком дорогим», поэтому на практике у судов с этим возникают проблемы. Так, Елена Давыдова* купила телефон почти за 42 000 руб., а спустя почти год он перестал включаться. Судебная товароведческая экспертиза пришла к заключению, что вышла из строя системная плата, а ее замена будет стоить 21 000 руб. Суды решили, что в этом случае ремонт нерационален из-за слишком высокой цены. Но их поправил Верховный суд. 
ВС указал, что соотношение в 49% между стоимостью телефона и ценой ремонта не такое уж и большое.Это не повод признать недостаток существенным. 
Для этого, по мнению коллегии, расходы на ремонт должны быть почти как цена мобильного (дело № 46-КГ19-5). Но встречаются и другие подходы в практике. Четвертый кассационный суд общей юрисдикции решил, что затраты на устранение дефекта в размере 60% от стоимости товара являются признаками существенности (дело № 88-2021/2020).
Порядок действий потребителя
Если гаджет сломался, то покупателю сначала нужно обратиться с претензией, в ней перечислить недостатки. Кроме самого дефекта, покупателю нужно будет доказать факт приобретения товара. ВС по делу № 46-КГ18-10 указал, что согласно п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей («Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»), это не повод отказать потребителю.
Дальше покупатель обязан сдать товар на проверку. А продавец проведет проверку качества либо экспертизу за свой счет, если засомневается в причинах возникновения поломки.Сдать товар на проверку – обязанность потребителя. Если этого не сделать, а потом подать иск – суд откажет. Так произошло по делу № 88-28508/2020.
Когда вернут деньги 
 - Отремонтировать товар нельзя:
Летом 2016-го Артур Петросян* купил iPhone почти за 48 000 руб. А спустя четыре года телефон перестал включаться. Тогда покупатель обратился в ООО «Сервис-Групп» для производства экспертизы. Согласно заключению, в телефоне есть производственный дефект – вышла из строя системная плата. Так как срок службы смартфона пять лет, покупатель обратился к импортеру товара, ООО «Эппл Рус», чтобы поменять товар, но ему отказали. Тогда Петросян обратился в суд с иском к обществу, чтобы взыскать стоимость некачественного товара, убытки на проведение экспертизы, стоимость защитного стекла для телефона, затраты на его установку, все расходы по отправке претензий и подготовке иска, неустойку и штраф – всего больше 80 000 руб. Суд учел, что экспертиза истца подтвердила производственный характер брака. Первая инстанция отметила, что, по мнению эксперта, ремонт невозможен, поэтому она взыскала с ООО «Эппл Рус» в пользу потребителя стоимость телефона, расходы на независимую экспертизу, неустойку, штраф и компенсацию морального вреда (сумма из акта вымарана). Это решение без изменений оставил Мосгорсуд (дело № 33-3979/2021).
 -Поломка появляется после ремонта 
Сергей Дерябин* купил iPhone в 2017-м за 45 000 руб., а спустя год он сломался: перестала работать кнопка «Домой». Телефон еще был на гарантии, поэтому ему бесплатно заменили дисплейный модуль. Но спустя год кнопка опять перестала работать. Тогда Дерябин обратился к импортеру, обществу «Эппл Рус», чтобы ему вернули деньги за гаджет. Но ему отказали, так как телефон «вскрывался». Разбирали его специалисты во время ремонта, возразил покупатель и обратился в суд. Первая инстанция назначила по делу экспертизу, которая это подтвердила. Поэтому суд удовлетворил иск, взыскав с ответчика стоимость телефона, неустойку, компенсацию морального вреда и штраф (всего 85 000 руб.). ООО «Эппл Рус» пытался это решение обжаловать, но безуспешно, оно устояло и в апелляции (дело № 11-0350/2020). 
 - Ремонт дороже устройстваИлья Землянский* купил смарт-часы Apple watch в магазине Билайн, спустя время (по истечении 15 дней) они перестали включаться. Покупатель обратился к продавцу с претензией, он хотел вернуть деньги за товар. Но ответа так и не получил. Тогда он обратился в независимому эксперту, который заключил, что в умных часах из строя вышли элементы платы. Тогда Землянский обратился в суд. Так как общество не согласилось с выводами независимого эксперта, первая инстанция назначила судебную экспертизу. Она подтвердила, что причина в системной плате. Согласно заключению, у товара был производственный дефект, который проявился только в процессе эксплуатации. А замена системной платы составит 20 500 руб. Сами часы Землянский покупал немногим дороже, за 27 000 руб. Суд решил взыскать с продавца деньги, которые истец потратил на покупку товара, а еще неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, расходы на представителя и проведение экспертизы – всего почти 60 000 руб. (дело № 2-1417/2019).Ремонт почти равен стоимости устройстваМаксим Самуйлов* купил в ООО «Евросеть-Ритейл» телефон Sony Xperia за 36 000 руб. Спустя несколько лет (но в пределах срока службы) он сломался, владелец гаджета обратился в «Московский независимый центр экспертизы». Эксперт заключил, что у гаджета вышла из строя основная печатная плата, это производственный дефект. Стоимость ремонта составит 17 000 руб., при этом среднерыночная стоимость самого телефона на тот момент была 17 500 руб. Две инстанции согласились с тем, что в этом случае ремонт телефона нецелесообразен – стоимость восстановления почти равна цене самого смартфона. Первая инстанция взыскала с ООО «Евросеть-Ритейл» деньги, потраченные на телефон (36 000 руб.), неустойку (16 000 руб.), компенсацию морального вреда (10 000 руб.), расходы на экспертизу (15 000 руб.) и представителя (25 000 руб.) и штраф (31 000 руб.). Апелляция изменила это решение в части, сократив взысканную на юриста сумму до 10 000 руб., а также обязала Самуйлова вернуть в «Евросеть-Ритейл» сломанный телефон (дело № 33-23413/2018).
Когда не вернут деньги
Телефон куплен за рубежом 
 Роман Громов* в октябре 2018 года купил iPhone в интернет-магазине за 40 000 руб., а в начале 2020 года он сломался: динамик и микрофон перестали работать. Покупатель отдал телефон в ООО «Компания Серсо» для независимой экспертизы. Специалисты подтвердили, что причина в заводском браке, телефон ремонту не подлежит. Тогда Громов обратился к официальному представителю Apple на территории России, обществу «Эппл Рус», чтобы он заменил iPhone на новый. По серийному номеру в компании выяснили, что смартфон Громов купил в Канаде, а «Эппл Рус» на территорию страны его не поставлял и не реализовывал. Поэтому в замене телефона отказали, тогда Громов обратился в суд. Две инстанции согласились с тем, что импортер не должен платить за бракованный товар, если он его не поставлял (дело № 11-0019/2021). 
Можно отремонтировать, и стоимость ремонта невысокая 
Спустя четыре года после покупки у iPhone Олега Пушечного* перестала работать кнопка «Домой», телефон больше не разблокировался по отпечатку пальца. Срок службы на товар был установлен в пять лет. Экспертиза подтвердила производственный брак. Но ООО «Эппл Рус» отказалось отремонтировать телефон либо вернуть за него деньги. В суде ответчик настаивал, что проблема с кнопкой решаема, ее можно отремонтировать за 10 000 руб. То есть дефект несущественный, ведь цена ремонта не приближается к цене товара (порядка 60 000 руб.). Первая инстанция и апелляция с этим согласились и отказали Пушечному в иске (дело № 33-17463/2020). 
Экспертиза не подтвердила дефект 
В 2016-м Денис Бобряшов* купил телефон в официальном магазине Samsung почти за 45 000 руб., а спустя пять лет после обновления системного обеспечения смартфон начал быстро разряжаться и греться. Так как добровольно продавец (ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани») устройство не заменил, Бобряшов обратился в суд. Чтобы выяснить причину неполадок с телефоном, суд назначил по делу экспертизу. Но эксперт никаких недостатков не обнаружил. Суд решил, раз доказательств наличия недостатка нет, то иск нельзя удовлетворить. Такого же мнения оказалась и апелляция (дело № 33-6607/2020). 
Ненадлежащий ответчик 
Иван Урюпин* купил в одном из торговых центров телевизор Samsung. Спустя два года он заметил на дисплее полосы. Тогда он обратился в службу поддержки компании ООО «Самсунг Электроникс Рус Компани» по телефону горячей линии и пригласил специалиста. Тот заменил панель, но тогда на экране появились светлые пятна. Принимать телевизор он отказался, а в адрес общества направил претензию с требованием вернуть деньги за телевизор. Но «Самсунг Электронике Рус Компани» ему отказало, ссылаясь на то, что ему уже сделали бесплатный ремонт техники. Тогда Урюпин обратился в суд, считая, что общество как официальный импортер товаров Samsung должно нести ответственность перед потребителями и вернуть ему цену телевизора, заплатить неустойку, штраф и компенсировать моральный вред. Суд установил, что телевизор произвели на заводе ООО «Самсунг Электроникс Рус Калуга». С обществом «Самсунг Электроникс Рус Компани» он не имеет ничего общего, это разные юрлица. Ответчик не является продавцом, импортером или изготовителем приобретенного истцом телевизора, то есть это ненадлежащий ответчик. Две инстанции в иске отказали (дело № 33-54420/2019). 
Недостатки возникли по вине покупателя 
Олег Мартусенко* приобрел телефон в магазине ДНС за 48 000 руб. Но его не устроило, что у смартфона стала плохо ловить связь. В суде экспертиза подтвердила, что у телефона есть непроизводственные дефекты – вмятины на корпусе и задней крышке, как раз в районе антенн сотовой связи. То есть из-за повреждений, которые появились по вине покупателя, телефон стал ловить связь хуже. Первая инстанция отказала Мартусенко, решение «засилила» и апелляция (дело № 33-225/2018).
Даже если товар заменили, это само по себе не говорит о существенности поломки. К такому выводу пришел Верховный суд по делу № 32-КГ18-33. В деле речь шла о мобильном телефоне, который не принимал исходящие вызовы, не делал входящие, а еще у устройства не работал динамик. Покупатель обратился с претензией к продавцу АО «Связной Логистика». Тот выдал ему новый телефон, но потребитель направил еще одну претензию, о возврате денег за товар. А получив отказ, обратился с иском в суд. Дело дошло до Верховного суда, который решил, что продавец сам может определить, как устранить дефект – отремонтировать старое устройство или предоставить вместо него новое. Но замена не свидетельствует о существенности поломки (№ 46-КГ19-5).
Источник : ПРАВО.RU (https://pravo.ru/story/229695/?desc_tv_1=)