• 8 (929) 053-94-05, 8 (906) 351-41-15
  • АСТРЕЯ-НН, 603032, Россия, Нижний Новгород, Баумана , д. 62, оф.58
  • astrea-nn
  • Часы работы: 9.00-18.00, Перерыв: 13.30 - 15.00, СБ,ВС-Выходные
  • +79290539405
Назад к списку

Судебная практика

Судью на мыло! Арбитражный суд Центрального округа. Закон, что дышло, куда повернул туда и вышло!

Арбитражным судом Центрального округа 13 апреля 2017 г. вынесено постановление по делу № А48-3570/2016, которым в удовлетворении кассационной жалобы ИП Митина В.В. на решение Арбитражного суда Орловской области и постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда отказано.

Существо дела заключалось, в возложении на ИП Митина В.В. как на перевозчика, обязанности по возмещению ущерба причиненного кражей груза неустановленными третьими лицами. К исполнению обязанности ИП Митин В.В. привлек стороннего перевозчика ИП Акопян А.В. (дело № А36-12523/2016) .ИП Акопян А.В. выгрузил груз по адресу не указанному ни в заявке, ни в перевозочных документах.
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования истца ООО "Кондэкспорт" исходил из того, что между сторонами ООО "Кондэкспорт" и ИП Митин В.В. заключен смешанный договор содержащий элементы договора перевозки и договора транспортной экспедиции. Суд апелляционной инстанции исходил из того, что между сторонами заключен договор перевозки груза. Между тем в обоснование своей правовой позиции суды ссылались на накладную №ЛВН00149_1 от 02.02.2016 на отпуск сахара автотранспортом.
Для того, чтобы разобраться в спорной ситуации, давайте рассмотрим правовые модели заключения договора перевозки и договора транспортной экспедиции.
В соответствиии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
В силу ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.
Договор перевозки груза, можно охарактеризовать как публичный, взаимный и возмездный. Договор перевозки груза является реальным, то есть считается заключенным с момента фактической передачи груза от грузоотправителя грузоперевозчику. Форма договора перевозки письменная.
Из указанного выше следует, что если груз будет принят к перевозке без составления товарно-транспортной (транспортной) накладной, то договор перевозки груза будет считаться не заключенным, стороны не приобретут статуса грузоотправителя и грузоперевозчика. Следовательно, стороны таких отношений не будут нести гражданско-правовую ответственность, предусмотренную УАТ и Гражданским кодексом Российской Федерации. Те же последствия влечет за собой составление иного документа взамен товарно-транспортной (транспортной) накладной либо составление товарно-транспортной накладной с дефектами (пропуск обязательных реквизитов и проч.).
В спорной перевозке товарно-транспортная (транспортная) накладная в соответствии с которой ООО "Ливны Сахар" является грузоотправителем, ИП Митин В.В. грузоперевозчиком, ООО "Кондэкспорт" грузополучателем не оформлялась и в материалы дела не предоставлялась, следовательно заключение договора перевозки между истцом и ответчиком не подтверждено.
Договор транспортной экспедиции-это соглашение, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон,если иное не установлено законом о транспортной-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами (ст.801 ГК РФ).
Согласно ст.2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются правительством Российской Федерации. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются: перечень экспедиторских документов (документов подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг.
В силу п.5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. №554 (далее-правила ТЭД) экспедиторскими документами являются: поручение экспедитору; экспедиторская расписка; складская расписка.
На основании п.7 правил ТЭД экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
В силу ст. 7 ФЗ №87 "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение ( порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В силу выше указанных правовых норм, для возникновения ответственности экспедитора перед клиентом (ст.803 ГК РФ, п.7 ФЗ 87 "О транспортно-экспедиционной деятельности") в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза является факт приема (передачи) груза от клиента к экспедитору.
В спорной перевозке истец не представил в материалы дела экспедиторские документы подтверждающие заключение договора транспортной экспедиции между ООО "Кондэкспорт" и ИП Митин В.В.
На указанные нарушения норм права судами первой и апелляционной инстанций нами было указано в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Центрального округа не обратил, на указанные нами доводы, лишь обратив внимание на ст. 803 ГК РФ и п. 7 ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и на основании этого в удовлетворении кассационной жалобы отказал.
Иными словами, можно смело сказать, что Арбитражным судом Центрального округа нарушена ч.2 ст .115 Конституции Российской Федерации,на основании которой постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Вот и получается, что прав был классик закон, что дышло, куда повернул туда и вышло.
Вы можете сказать, что можно еще подать кассационную жалобу в Верховный суд, из 100% поступающих в Верховный суд кассационных жалоб, колегией по экономическим спорам Верховного суда рассматривается лишь 3%, отстальные 97% отклоняюся. Но это уже совсем другая история........